Ревизионная комиссия

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества не является органом управления товариществом и соответственно не совершает от имени товарищества действия, изменяющие в той или иной степени его финансовые обязательства.

Ревизионная комиссия (ревизор) является органом, осуществляющим функции внутреннего финансово-хозяйственного контроля за деятельностью товарищества, правления товарищества и его членов, а также Председателя правления товарищества.

Ревизия финансовой деятельности товарищества представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных товариществом в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий правления товарищества, Председателя правления товарищества и работников товарищества, которые ответственны за их осуществление.

Компетенция:

Основной обязанностью ревизионной комиссии (ревизора) является осуществление ревизии финансово-хозяйственной деятельности товарищества, которая должна проводится не реже 1 раза в год (п.1 ч.3 ст.150 ЖК РФ). Все другие ревизии осуществляются ревизионной комиссией (ревизором) по инициативе членов ревизионной комиссии (самого ревизора) либо по решению общего собрания членов товарищества или Правления товарищества.

О результатах ревизий члены ревизионной комиссии (ревизор) должны отчитываться перед общим собранием членов товарищества с представлением рекомендаций по устранению выявленных нарушений (п.3 ч.3 ст.150 ЖК РФ). Результаты ревизий должны оформляться актом, который подписывается Председателем ревизионной комиссии (ревизором) товарищества, а при необходимости — и членами ревизионной комиссии товарищества и представляется правлению товарищества, общему собранию членов товарищества.

На ревизионную комиссию (ревизора) товарищества возложена также обязанность представлять общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на очередной год, отчет о финансовой деятельности товарищества и о размерах обязательных платежей и взносов (п.2 ч.3 ст.150 ЖК РФ). Вместе с тем обязанность по составлению отчета о финансовой деятельности и его представлению общему собранию членов товарищества для утверждения возложена на правление товарищества (п.3 ст.148 ЖК РФ), что представляется достаточно обоснованным, поскольку именно правление как исполнительный орган управления товариществом осуществляет финансовое планирование и расходование средств в соответствии с утвержденной общим собранием членов товарищества сметой (годовым планом финансовой деятельности). Ревизионная комиссия (ревизор) не может отчитываться за финансовую деятельность товарищества, а может только проверить такую деятельность и, подготовив соответствующее заключение, представить его на рассмотрение общему собранию членов товарищества. Это также касается и вопроса, связанного с подготовкой ревизионной комиссией (ревизором) отчета о размерах обязательных платежей и взносов.

Таким образом, представляется, что  на ревизионную комиссию (ревизора) возложена обязанность по подготовке и представлению общему собранию членов товарищества не только заключения о смете доходов и расходов на очередной год, но и заключения на подготовленный правлением товарищества отчет о финансовой деятельности товарищества, а также заключения об экономической обоснованности установленных размеров обязательных платежей и взносов.

Избрание:

ЖК РФ оставляет целиком на усмотрение общего собрания членов товарищества решение вопроса о выборе формы организации контроля: о формировании ревизионной комиссии товарищества как коллегиального органа контроля или о предпочтении ей единоличного ревизора товарищества, никак не связывая такой выбор с количественными параметрами самого товарищества.

Избрание ревизионной комиссии (ревизора) товарищества отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества (п.3 ч.2 ст.145, ч.1 ст.150 ЖК РФ). При этом следует обратить внимание на то, что ЖК не устанавливает требования об избрании ревизионной комиссии (ревизора) товарищества только из членов товарищества, в отличие от установленного им требования к избранию правления товарищества. Поэтому в состав ревизионной комиссии или в качестве ревизора могут быть избраны любые физические лица, как являющиеся, так и не являющиеся членами товарищества. Единственное требование, которое установлено к кандидату на должность члена ревизионной комиссии (ревизора), — он не должен являться членом правления товарищества (ч.1 ст.150 ЖК РФ).

Избранным в состав ревизионной комиссии (ревизором) будет считаться кандидат, за которого проголосовали члены товарищества, обладающие в совокупности простым большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей (ч.4 ст.146 ЖК РФ).

Ревизионная комиссия (ревизор) избирается на срок, определяемый общим собранием членов товарищества, но не более чем на два года. При этом срок полномочий ревизионной комиссии (ревизора) исчисляется с момента ее (его) избрания и до следующего избрания (переизбрания) ревизионной комиссии (ревизора). При этом ЖК РФ не определяет случаев и не предусматривает оснований досрочного прекращения полномочий ревизионной комиссии (ревизора). Представляется, что такое прекращение полномочий должно осуществляться в том же порядке, как и избрание комиссии, т.е. по решению общего собрания членов товарищества, и основания, по которым возможно досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора), целесообразно определить в уставе товарищества или в специальном положении, а не относить в каждом случае на усмотрение общего собрания членов товарищества.

ЖК не предусматривает требований к количественному составу ревизионной комиссии товарищества. Соответственно вопрос о конкретном количественном составе такой комиссии вправе решить общее собрание членов товарищества. При этом достаточно очевидно, что данная комиссия должна состоять не менее чем из трех человек — это вытекает из необходимости избрания председателя ревизионной комиссии (ч.2 ст.150 ЖК РФ). Однако с учетом объема финансовых вопросов, контролируемых ревизионной комиссией товарищества, общее собрание членов товарищества вправе установить и иную численность органа контроля товарищества, например пять, семь или более человек.

Установленные ЖК обязанности ревизионной комиссии (ревизора) товарищества не охватывают всех сторон деятельности такого органа контроля товарищества. Поэтому представляется, что общему собранию членов товарищества следовало бы утвердить внутренний регламент работы ревизионной комиссии (ревизора). В данном регламенте желательно более подробно определить:

— порядок выдвижения кандидатов в состав ревизионной комиссии (на должность ревизора) и выборов членов ревизионной комиссии (ревизора);

— организационные формы работы ревизионной комиссии (ревизора) и другие условия внутренней деятельности;

— взаимоотношения с правлением товарищества в процессе ревизий и проверок;

— условия и порядок досрочных перевыборов членов ревизионной комиссии (ревизора);

— порядок созыва общего собрания членов товарищества по требованию ревизионной комиссии в случае, к примеру, выявления существенных финансовых нарушений в деятельности правления товарищества (Председателя правления товарищества).

Деятельность:

Члены ревизионной комиссии (ревизор) исходя из целей ревизии самостоятельно определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объем выборки данных из проверяемой совокупности материалов, обеспечивающий надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества при осуществлении ревизии финансовой деятельности товарищества может проводить проверку такой деятельности, к примеру, проверяя:

— соответствие осуществляемой товариществом деятельности его уставу;

— обоснованность расчетов сметных назначений;

— исполнение правлением товарищества смет расходов;

— использование средств товарищества по целевому назначению;

— обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей товарищества;

— соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;

— обоснованность операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций;

— полноту и своевременность уплаты товариществом налогов;

— расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

— обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

— формирование финансовых результатов деятельности товарищества;

— проверки плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления обоснованности и правильности произведенных операций;

— проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;

— организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных обмеров выполненных объемов работ и т.п.;

— проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;

— проверки использования дополнительных доходов от хозяйственной деятельности товарищества, средств специальных фондов.

В меню ТСЖ     В меню статьи     В Управление

Об авторе

опубликовал на блоге 12 записей.

© 2024 Сообщество жителей поселка Мечта!. All rights reserved.
Реализация: Goodwin. Дизайн от gabfire .